Голосовой серфинг: естественный голос и голосовая компетентность.

 

Есть голоса, от которых вздрагивает сердце.
Умение общаться с людьми — это товар, который можно ку­пить точно так же, как сахар или кофе. И я заплачу за него боль­ше,чем за
любой другой товар.
Джон Д. Рокфеллер.
С древних времен люди, владеющие словом, приравнивались к обладателям мощного оружия. Слово способно привести людей в действие. А опыт использования ораторского мастерства свидетельствует, что без «Голоса» нет ни «Слова», ни «Славы» и ни «Победы».
Есть голоса, от которых вздрагивает сердце. Голоса, способные растопить самую черствую душу. Можно считать, что это поэтическая метафора. Вместе с тем оказывается, что это не только так. Хочу привести некоторые результаты исследований в этой области:
Ученые исследовали различные виды внешних стимулов, приводящих к выделению нейрогормона окситоцина. Этот гормон принимает самое деятельное участие в регуляции социального поведения у млекопитающих, не исключая и человека. Он участвует в распознавании знакомых индивидуумов, формирует доверительные отношения, регулирует надежность супружеских связей и т. д. Считалось, что окситоцин выделяется в ответ на тактильный контакт; теперь выяснилось, что с тем же успехом его выделению способствует и голос. Именно в этом следует искать разгадку влияния «чарующих» голосов. Окситоцин— нейропептид, который, как известно, не только участвует в физиологической подготовке женского организма к родам и лактации, но играет важнейшую роль в формировании социальных связей. Этот гормон появился у млекопитающих, вероятно, в связи с возникшей необходимостью регулировать мышечную деятельность во время родов и лактации. Так как возникший способ рождения и выкармливания детенышей нужно было синхронизировать с новым способом поведения матери и детеныша, то окситоцин взял на себя роль регулятора отношений между матерью и малышом.
В исследованиях по сравнению уровня окситоцина у детишек, воспитанных родными и приемными мамами было показано, что у приемных детей уровень окситоцина оказался существенно пониженным по сравнению с обычными семейными детьми, даже с учетом благополучной текущей семейной ситуации в обоих случаях. Так или иначе, окситоцин оказался вовлеченным во многие межличностные взаимодействия: он влияет на людей так, что они больше доверяют друг другу, повышает нашу щедрость и способность к благотворительности, помогает улаживать межличностные конфликты и стимулирует предприимчивость. Не случайно этот гормон называют «веществом дружбы».
Окситоцин вырабатывается в ответ на тактильный контакт. Не случайно в проявлениях дружбы и любви, при установлении связей между матерью и ребенком необходимы различного рода прикосновения, пожатия и объятия. Какая еще стимуляция, помимо тактильной, способствует выбросу окситоцина? На этот вопрос ответили ученые из Висконсинского университета в Мэдисоне и Висконсинского национального исследовательского   центра. Они доказали, что точно так же, как и тактильные стимулы, на выработку окситоцина влияет голосовая стимуляция. Прикосновение и голос оказались одинаково важными стимулами для выброса окситоцина. Существенна значимость этого открытия в свете проблемы происхождения окситоцина в частности и голосовой стимуляции поведения в целом. Голосовая стимуляция появилась существенно раньше — на 200 млн лет, — чем окситоцин. Поэтому окситоциновая регуляция наложилась и приспособилась к уже существующему гормональному аппарату звуковой стимуляции, а вовсе не была изобретением млекопитающих.
Однако важнее этих рассуждений другое - обнаружение нейрорегулятивной базы  механизмов действия голоса и других звуков на психическое состояние человека. Например, всем известно, как радикально меняют настроение и отношение к говорящему «волшебные», «чарующие», «гипнотические», «возбуждающие» голоса. Это исследование устанавливает прямую связь между голосовой стимуляцией и нейропептидами, регулирующими межличностные отношения.
В наше время возможность плодотворной коммуникации оп­ределяет будущее человека, род его занятий, его должностной рост, его семейное счастье. Сегодня, когда миллионы людей работают на телефоне или общаются с посетителями лично по двенадцать и более часов в сутки голос, его тембр, степень его обаяния приобре­ли необыкновенную важность. Не случайно всеобщими кумирами становятся актеры, телеведущие, политики с выразительными, уз­наваемыми голосами. И напротив — человек, не умеющий владеть своим голосом, пусть даже говорит он об очень важных вещах, ни­когда не добьется признания аудитории и ее доверия. Ведь сплошь и рядом важно, не что ты говоришь, а каким тоном, каким голосом.
Ещё в 1976 Дали Ливерз выделил так называемую вокальную невербальную систему. И в понятии речевой невербальной коммуникации акцентировал важность приема и передачи голосовой информации с помощью интонации, логических ударений и пауз речи, качества звучания речи, умения передавать голосом эмоции и чувства, темпа и выразительности речи (например, монотонная быстрая речь с короткими паузами или выразительная медленная речь с длительными смысловыми паузами. Существенный объем информации можно передать путем изменения громкости звука голоса, его тона, скорости, темпа, тембра, артикуляции, произношения и пауз. Люди существенно различаются способностью к эффективной передаче голосовых сообщений, в то время как слушатели обычно способны ограниченно распознавать невербальные речевые шаблоны. Такие состояния, как: гнев, страх и безразличие, передаются и распознаются практически одинаково всеми людьми. А умение различать более тонкие психологические состояния собеседника и нюансы звучания   (скорость, паузы, интонирование) более индивидуально. Неспособность к такому различению обычно ухудшает коммуникационный процесс.
Гарвардская бизнес-школа в 2004 году опубликовала книгу Майкла Вилера и Даны Нельсон «Невербальная коммуникация в переговорах». Ее авторы отмечают, что в процессе общения собеседники передают существенный объем информации с помощью жестов, мимики и звучания своего голоса. А Питер Старк, президент компании «Everyone Negotiates», даже считает, что процесс общения лишь на 10% состоит из слов. По его мнению, мы можем контролировать лишь эти 10% процесса общения, а слова оказывают наименьшее влияние на нашего собеседника.
Достоверно установлена связь между качеством невербальной коммуникации и «зеркальными нейронами». Издание Science Daily опубликовало 7 ноября 2007 г. последние исследования по концепции "отзеркаливания" и зеркальным нейронам: «Mirror, Mirror In The Brain: Mirror Neurons, Self-understanding аnd Autism Research» (Отзеркаливание, Зеркальная система головного мозга: Зеркальные нейроны, исследование по аутизму).
Зеркальные нейроны были открыты более одиннадцати  лет назад профессором Пармского университета Джакомо Риззолатти. Эти нейроны головного мозга ответственны за понимание действий и намерений других людей, способность к установлению контакта. Такое название зеркальные нейроны получили потому, что они активируются как у человека, так и у животных, при наблюдении за поведением и действиями другого человека или животного.
Последние исследования нового типа клеток головного мозга – зеркальных нейронов, которые провели ученый Джейме Пинеда из Калифорнийского университета в Сан-Диего и профессор Суреш Мутукумарасуами из Кардиффского университета, подтверждают, что зеркальные нейроны активизируются, когда человек сам совершает коммуникативное действие (жесты, мимика, речь) или наблюдает за жестами, мимикой, речью своего собеседника.
Профессор бизнес-школы Kellog Адам Галински в соавторстве c Вильямом Мэдексом из INSEAD и Элизабет Муллен из Стэнфордского университета провели исследование стратегии успешности переговоров в зависимости от степени отзеркаливания собеседника. Результаты исследования были представлены на ежегодной конференции Академии менеджмента 5-8 Августа 2007 г. в Филадельфии. Исследование выиграло приз "Лучшая статья по новому направлению". В нем принимали участие 62 студента MBA (44 мужчины и 16 женщин). Десять из пятнадцати пар (67%), пользовавшихся отзеркаливанием, успешно заключили сделки. А вот без применения техник отзеркаливания только две из шестнадцати пар смогли заключить сделку (12,5%).
Компетентность в речевой невербальной коммуникации приобретает всё большее значение для обеспечения эффективной коммуникации в самых разнообразных контекстах.
Журнал Форбс (Forbes) от 05.11.06 г. опубликовал статью, посвященную исследованию профессора Алекса Пентланда из лаборатории медиатехнологий Массачусетского института, который пришёл к выводу, что степень отзеркаливания голоса собеседника является качественным показателем достижения доверия покупателя. С точностью 83-90% по определяемым компьютером параметрам (выраженность интонаций, паузы, темпоритм) можно предсказать успех переговоров.
Американский институт прессы опубликовал в 2002 г. статью Сьюзан Прайс, президента Pryce Enterprises, преуспевающей в телефонных продажах. Она утверждает, что уровень продаж по телефону и заработок телемаркетёра напрямую зависит от качества отзеркаливания темпоритма и интонирования речи клиента.
В начале XXI века умение общаться с людьми решает буквально все: от возможности соединиться с любимым человеком до шанса наиболее полно реализоваться в среде коллег, состояться профес­сионально и, наконец, избежать конфликтов в семье.
Таким образом, голосовая компетентность человека является одним из ключевых средств, обеспечивающих реализацию личных стратегий и тактик при достижении любых коммуникативных целей в жизни.
Между тем выразительный естественный голос у каждого «спрятан» в нашем теле. Инам «просто» необходимо помочь зазвучать своему голосу. На это и направлена тренинговая программа «Голосовой сёрфинг: естественный голос и голосовая компетентность», основанная на использовании в том числе и  физиологической основы голосового   поведения человека. Мощь естественного голосового потока каждого человека от момента первого крика может увеличиваться или уменьшаться в процессе роста, созревания и социализации. Это зависит от огромного числа обстоятельств в жизни.
Прежде чем малыш научится произносить хотя бы одно крошечное предложение, он дол­жен в совершенстве овладеть координацией бо­лее сотни мускулов, участвующих в артикуля­ции, а это в высшей степени сложный процесс. По уровню сложности с ним не сравнится ни одно другое движение, какому способен научиться человек. И этот процесс, в свою оче­редь, — лишь часть той длящейся не один год работы по овладению функциями своего тела, которую ведет ребенок. С первого дня жизни он с невероятной энергией тренирует различные двигательные функции и их взаимодействие, начиная с движения глаз и рук через умение держать голову, стоять и ходить и вплоть до ов­ладения тонкой моторикой кистей рук и паль­цев. Артикуляция звуков речи — словно зрелый плод на дереве, выросшем из деятельности это­го «двигательного человека», работающего над мускулатурой всего тела. Совсем молодая наука кинезика выявила, что и все тело говоря­щего при каждом звуке речи производит опреде­ленные, недоступные невооруженному глазу движения.
Так говорящих снимали высокоскоростной камерой (30 и 48 кадров в секунду), а затем подвергали отдельные кадры микроанализу. Оказалось, что эти микродвижения протекают абсолютно син­хронно с актом произнесения, затрагивая всю мускулатуру тела с головы до ног. Специалисты по кинезике с изумлением об­наружили, что слушатель, со своей стороны, от­вечает на выслушанное точно такими же микро­движениями, какие бессознательно производит говорящий, и точно так же — с головы до ног, но с минимальным запаздыванием в 40—50 мил­лисекунд. Сознательная реакция при этом, есте­ственно, исключена. Открыватель этого явле­ния Уильям Кондон описывает поразительную синхронность движений говорящего и слушаю­щего следующими словами: «Выглядит это так, будто все тело слушающего точно и пластично сопровождает речь говорящего плясом». Кажется, будто говорящий и слушающий ритмично движутся в ка­кой-то общей среде. Причем, как показали про­верочные тесты, это относится исключительно к звукам речи, но никак не к шумам или бессвяз­ным звукам. При этом  Кондон выяснил, что двух­дневный младенец реагирует и на китайскую речь, и на английскую точно теми же микродви­жениями, какие производит говорящий.
Отсюда становится понятно, что слышимая речь первым делом воздействует на бессозна­тельного «постановщика движения». Он, словно танцор, всем те­лом встраивается в актуальный пластический поток движения, каким является голосовой поток, и притом сразу, без предварительной сознательной реги­страции, переживания и обработки звука. Зазор в 0,04секунды не оставляет никакой возможно­сти для размышлений.
Звуки речи пронизывают всего человека. Все это происходит на самом глубоком, наи­более элементарном уровне речи, там, где она — чистое движение. Движение порождает все, что составляет речь. Она по самой своей сути призва­на размягчать даже самое жесткое и застывшее слово, превращая его в текучий процесс движений мускулов и зву­ковых воздушных форм, переходящий  в постоянной трансформации. Этот двигательный процесс, исходя от говоряще­го, переходит на мускулы и конечности слушаю­щего — и вот они охвачены им же. Слышит в бук­вальном смысле слова человек целиком. Даже язычок слушающего постоянно воспроизводит то, что говорит или поет другой.
В рамках указанной выше тренинговой программы задействованы практические находки из медицины, психологии, актерского мастерства, кинезиологии, йоги, психоанализа, социологии, антропологии. Есть несколько ключевых условий для проявления естественного голоса:
-эластичность голосовых связок и «нейтральное» положение гортани при звукоизвлечении;
- отсутствие препятствий для прохождения голосового потока: в голосовом аппарате, резонаторах и звукопроводящих сегментах;
- хорошее/отличное функционирование дыхательного аппарата, основных диафрагм тела и артикуляционного аппарата;
- «многофокусное» субъект – объектное, «потоковое» внимание на содержании и динамике происходящего говорения;
Все эти обстоятельства учтены в тренинговых блоках, обеспечивающих гигиену голосовых связок и резонаторов, формирование диафрагмальной и эмоциональной опор голоса, достижение голосового ребалансинга, полноценную прозвучку тела по звукопроводящим сегментам.
Речь живет общностью голосов. Если один говорит, а другой слушает, оба они, как выяснила кинезика, оказываются в общей сфере движения текучих форм, охватывающей и омывающей их, словно некое формообразующее море. Причем в эту общую сферу входит не только слово как таковое, но и все, что можно назвать музыкой речи: мелодика фразы и ударение, тембр и интонация, ритмические структуры, высота тона и нюансировка голоса, громкость, темп — элементы речи, воздействующие гораздо сильнее, чем содержание ска­занного.
Музыкально - ритмическое качество язы­ка, образная выразительность слов, бога­тая ритмическая композиция фраз - это и есть подлинный хлеб, которым живут дети. Мо­жет быть, взрослому необходимо на время и самому стать чуточку ребенком, чтобы проникнуться ритмами голоса и прочувствовать его оздоровительную, созида­тельную энергию всем своим телом. Вот тогда-то он и может узнать, что значит окунуться в сферу тво­рящих и формообразующих жизненных сил, где каждый из нас по самой своей природе — в родной стихии.
 
С уважением,                                                                                 Голубев Василий Георгиевич
                                                                                     бизнес-тренер(IIMD), коуч (ICSTH-ICF)
                                                                          Профессиональная Психотерапевтическая Лига

 

 

Новые фотографии

Первая страница Выслать нам письмо Карта сайта Распечатать эту страницу